​​Аристотель был хоть и великим философом, но человеком достаточно приземленным и практико-ориентированным. Поэтому в поле его зрения попали вопросы не только отвлеченные, метафизические, но и вполне насущные – немалую часть своей «Политики» он посвятил рассмотрению богатства. И вот к чему он пришел.

Наш «великий классификатор» очень четко разводит два способа обращения с деньгами и материальными благами и их накопления – сообразный с природой, то есть экономику, и противный ей, хрематистику. Пойдем по порядку.

? По Аристотелю, природа – штука очень разумно устроенная, в ней все продумано, у всего есть свое естественное место, своя роль и функция, у каждого животного, растения и букашки – свое место в пищевой цепочке. На вершине ее – конечно же, человек. А раз так, то роль человека заключается в том, чтобы грамотно управлять своим хозяйством, то есть всеми данными ему средствами (в том числе растениями и животными) для получения необходимых для жизни предметов и продуктов питания.

? Таким образом, правильное по Аристотелю богатство человека получается в том случае, если он настолько грамотно ведет свое хозяйство, что имеет достаточно для хорошей жизни – своей и «вверенных ему» домочадцев. Ведь именно это и означает такое привычное нам слово «экономика» — оно образовано буквально от греческих корней «ойкос» — дом, хозяйство, и «номос» — правило, закон. Экономика – это наука о домохозяйстве.

?‍?‍?‍? Что тут важно: количество ртов в ойкосе ограничено, представление о «достойной» жизни гражданина греческого полиса не подразумевает утопания в роскоши, а значит, правильное богатство имеет достижимую меру, а деньги являются лишь вспомогательным механизмом, а не самоцелью. 

? Неправы, по Аристотелю, те, кто считает, будто богатство и нажива не имеют никакого предела. Ошибочно представление, что предметом искусства наживать состояние служат деньги сами по себе, что нужно «исследовать источник, из которого возможно почерпнуть наибольшее их количество» — а именно этим занимается хрематистика (от «хремата» — деньги). Заблуждаются те, кто под богатством понимает изобилие денег. Аристотель, конечно, не знал ни инфляции, ни девальвации, ни безработицы. Но уже в 4 веке до н.э. писал о том, что беспредельный рост денег приводит к их обесцениванию.

? Удивительным образом он уже тогда понял символическую природу денег: «стоит лишь тем, кто пользуется деньгами, переменить отношение к ним, и деньги потеряют всякое достоинство, не будут иметь никакой ценности», а понадеявшийся на них «богач» умрет голодной смертью – «подобно легендарному Мидасу». Помните, этот мифологический царь был настолько жаден, что попросил у богов, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось бы в золото. Не учел только, что это правило сработает и для пищи и воды и даже людей. 

? Конечно, Аристотель не был радикальным противником каких бы то ни было торговых отношений. Мелкая меновая торговля необходима и обусловлена естественными причинами. А вот ростовщичество, которое «делает денежные знаки предметом собственности, с полным основание вызывает ненависть». И хотя оно ляжет в основу банковского дела, капитализма и современной биржевой торговли, будет вызывать споры на протяжении всей человеческой истории – в том числе религиозные.  

?Как же сегодня, в основном обстоят отношение к деньгам?

Сегодня существует две крайности и основаны обе на тревожности.

?С одной стороны  — постоянная экономия на всем, а с другой стороны — транжирство, постоянные спонтанные покупки.

✨Что происходит?

Всегда и во всём крайности мешают.

Однако, я понимаю, что продиктованы эти два противоположных поведения страхами:

— остаться без денег и не выжить;

— страхом не получить желаемое.

Они могут быть продиктованы негативным прошлым опытом, иногда опытом прошлых поколений в роду, который проявляется в бессознательном. Опыт в роду, переживших репрессии, раскулачивание и другие преследования «за излишества», а также в 90-х многим просто-нарочно приходилось выживать: потеря работы, голод и полный хаос в стране.

Пережив подобную ситуацию немало людей просили психотравму. Это вынуждает человека  всё время копить, чтобы только бы избежать повтора подобного опыта.

Второй страх основан на детском поведении, когда человек хочет удовлетворять свои сиюминутные желания сразу, не откладывая и не оставляя на потом «хочу всё и сразу».

Здесь может быть скрыта травма отвержения в детском возрасте, когда не получив любовь, ребенок смещает это свое желание на то, что можно купить. И чем больше он тратит, тем больше он получает такую опосредованную любовь.

Чтобы менять такие неэффективные стратегии, иногда достаточно их осознать, но чаще требуется помощь . Необходима профессиональная проработка на глубинном уровне.

По этим же причинам, очень часто выявляется, что в целом, отношения с деньгами и к деньгам обладают болезненной сложностью. Бессознательно человек пытается избавиться от них, при этом переживает состояние тревожности, что не удается иметь необходимое количество.

☀️Что делать?

Эффективная стратегия — это откладывать определенную часть денег и тратить с удовольствием на запланированные расходы, то есть совмещать обе стратегии.

Могу с уверенностью сказать, что осознанность будет одним из решением данной проблемы. Только для начала, необходимо заглянуть в историю своей семью, свою личную, а еще проследить за истинными установками в отношении денег.

Пусть ваше сознание становится шире и светлее. Расширить его возможно за счет осознания бессознательного.

Если что — я рядом!

???

Telegram +31 6 57 53 69 87


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *